Инструкция для постановки квартиры на кадастровый учет
- Кадастровая выписка - основной документ на недвижимость
- Последовательность шагов для регистрации жилья в ЕГРН с 01.01.2018 г
- Подача документов
- Время оформления документов
- Причины для отказа в регистрации
- Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию
Начиная с 01.01.2018 г. произошло объединение баз данных ГКН (кадастр) и ЕГРП (реестр прав) в новый ЕГРН (Единый Государственный Реестр Недвижимости), а регистрацией любой недвижимости занимается Росреестр. Квартиры, также являющиеся недвижимым имуществом, регистрируются и ставятся на учет в кадастре. Рассмотрим основные правила постановки на учет в Росреестре, порядок оформления документов, необходимую документацию, нюансы проведения юридических процедур.
Недвижимость - земельные наделы, дома, квартиры, стоянки автомобилей в специализированных сооружениях обязательно идентифицируются в ЕГРН. Подробная привязка объекта к географическим координатам, его габариты и другие индивидуальные особенности описаны в кадастровом деле, подтверждающем факт наличия имущества.
Регистрацию недвижимости на местах проводят подразделения Росреестра в различных регионах страны, это удобно - дает возможность каждому владельцу зарегистрировать собственность по месту ее расположения.
Кадастровая выписка - основной документ на недвижимость
Требуемый раньше кадастровый паспорт с 2017 г. заменен выпиской из ЕГРН, содержащей данные объекта недвижимого имущества:
- Адрес квартиры;
- Этаж;
- Площадь жилого помещения;
- Номер по кадастру;
- Стоимость квартиры по кадастру (зависит от площади и местной цены, сформированной рынком);
- Данные собственника/ собственников;
- Если квартира в долевой собственности - количество долей каждого владельца;
- Техплан;
- Имеющиеся на квартире ограничения/обременения.
Поставить квартиру на учет в ЕГРН - пройти первый этап закрепления права на владение собственностью. Учет данных в кадастре информирует государственные службы об индивидуальных особенностях объекта и собственнике, получающем в результате регистрации право полноценного распоряжения своей собственностью, то есть возможность:
- продавать;
- сдавать в аренду;
- оформления залога;
- дарения;
- завещания;
- страхования;
- оформления ипотечного кредита на незавершенное строительство;
- приватизации.
Для государства информация о недвижимом имуществе и его стоимости необходима для правильного налогообложения граждан - начисления налога на недвижимость в соответствии с кадастровой стоимостью.
С юридической точки зрения регистрация прав на имущество наступает по получении выписки из ЕГРН на квартиру, и только ее наличие делает человека собственником. Любые изменения также должны отражаться в документации: изменение площади, потребительских качеств, прекращение существования. Если вне зависимости от причин здание разрушилось, квартира снимается с учета в ЕГРН, налог на имущество больше не начисляется.
При постановке на учет в кадастре квартир, даже в незавершенном строительстве, владелец с 2018 г. получает возможность:
- Оформить ее в собственность.
- Кредитования.
- Приобретая жилье во вторичке - зарегистрировать в Росреестре свои права на данную жилплощадь.
- Ведения в суде дел по вопросам наследства, вселения/выселения, определения долей имущества.
Поставить недвижимость на учет можно, вызвав кадастрового инженера.
Последовательность шагов для регистрации жилья в ЕГРН с 01.01.2018 г.
Подать документы в Росреестр для учета могут граждане РФ и иностранцы:
- Арендаторы, если срок арендования имущества больше 5-ти лет нотариально подтвержден;
- Наследник/наследники с правом бессрочного пользования жильем;
- Получивший квартиру в наследство или возможный покупатель.
Для заявителей, не отвечающих этим требованиям, при подаче документов на учет требуется одобрение владельца.
Владелец подготавливает для подачи несколько документов. В их число входят:
- Заявление, в котором содержится просьба об учете недвижимости;
- Паспорт;
- документ на право владения;
- Техплан квартиры.
Единой формы заявления нет, требования по различным регионам отличаются, но есть общие обязательные сведения:
- наименование учитываемого имущества (квартира, дом, участок);
- данные заявителя - ФИО, атрибуты удостоверения личности;
- список документов, передаваемых в Росреестр;
- контакты заявителя - адрес, телефоны, электронный адрес.
Для передачи права владения от одного собственника к другому подают:
- заявление о переводе прав на собственность;
- заявление о регистрации покупателя;
- соглашение, подтверждающий сделку (договор, решение суда).
Алгоритм действий для регистрации:
- Заказ и оформление техплана квартиры у кадастровой организации.
- Подготовка необходимой документации по установленному перечню.
- Передача документации в Росреестр.
Если все документы в наличии и оформлены правильно, заявитель через прописанный в законе срок получает выписку из ЕГРН, с перечислением количества правок по объекту со времени последнего учета. Выписка не имеет срока действия, ее необходимо переоформить при изменении собственника или при перепланировке квартиры.
Документы, дающие право постановки на учет и оформления собственности:
- свидетельство о наследовании;
- договор купли-продажи;
- договор аренды (с согласия владельца);
- дарственная;
- акт приема/передачи квартиры в собственность.
Выписку из ЕГРН можно не предоставлять, если квартира имеет кадастровый номер.
Представителю несовершеннолетнего владельца необходимо подтвердить право представлять его интересы, а все договоры по недвижимости с участием несовершеннолетних или недееспособных удостоверяются нотариально.
Подача документов
Для постановки жилья на учет в кадастре обращаются в следующие организации:
- МФЦ, желательна предварительная запись по интернету или телефону, если нет желания стоять в очереди;
- Росреестр, при личном обращении или по интернету, воспользоваться он-лайн подачей можно без ограничения времени;
- сайт Госуслуг, при обращении нужно зарегистрироваться и пройти идентификацию в МФЦ.
При электронной подаче нужна электронная цифровая подпись. Отсылка через Почту России требует нотариального заверения копий документов.
Перед обращением лично в любой из пунктов регистрации оплачивается Госпошлина. При электронном обращении Госпошлину оплачивают картой или через платежную систему.
Заявитель выбирает форму, в которой хочет получить ответ - бумажный или электронный вид. Для получения выписки в бумажной форме потребуется предъявление оригиналов всех документов, приложенных к заявлению. Электронную версию выписки отправляют на e-mail, указанный заявителем.
Время оформления документов
Продолжительность процедуры установлена для Росреестра - 5, для МФЦ - до 7 суток.
Если одновременно квартиру ставят на учет и регистрируют право собственности на нее, то срок составляет 10 (Росреестр) и 12 (МФЦ) рабочих дней. Подача документов и получение выписки в электронном виде на сайте Росреестра занимает сутки, это самая простая, быстрая и удобная форма постановки на учет и оформления прав собственности, при этом размер госпошлины снижается на 30%.
Оформление производится бесплатно, затраты - Госпошлина в размере 2 тыс. рублей и оплата составления технического плана на квартиру, что является основной затратой при подготовке документов.
Причины для отказа в регистрации
Росреестр может отказать в регистрации, но при этом в обязательном порядке сообщается причина. Наиболее частые причины:
- Заявитель не имеет права владения объектом недвижимости, не подтвердил в установленном порядке право на владение, не имеет прав представлять интересы законного владельца.
- Квартира уже поставлена на учет.
- Обнаружено несоответствие между ранее зарегистрированным и вновь поданным на регистрацию правом на объект.
- К заявлению приложены не полный комплект документов.
- В документации указаны ложные данные.
- Не предоставлены оригиналы или не заверенные копии.
- Оформление документации не соответствует нормам законодательства.
- Документы заверяли лица, не имеющие соответствующих прав.
- Документ признан недействительным.
- Сделка по оформлению прав собственности на квартиру признана недействительной.
- Росреестр не получил подтверждения сведений об объекте или заявителе из других ведомств.
В случае, если предоставлен не полный пакет документов, сотрудник Росреестра приостанавливает процедуру, которую можно возобновить после получения дополнительных сведений. При обнаружении подложных данных или недействительности документов выдается отрицательное решение.
Процедура регистрации квартиры в новом доме может осложниться, если застройщик не поставил дом на учет в Росреестре. Без постановки на учет всего дома, регистрация отдельной квартиры невозможна. В этой ситуации необходимо либо ждать действий застройщика по регистрации дома, либо регистрировать постройку самостоятельно.
По Действующему на сегодня законодательству процесс постановки квартиры на учет и оформление права собственности не занимает много времени, не требует вложения значительных средств, хотя знание некоторых нюансов регистрации облегчит процедуру и сэкономит время заявителя.